Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

При организации образовательного процесса в МБДОУ №55 «Пчёлка» г.Калуги учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.

В дошкольной организации педагогическая служба сопровождения (учитель-логопед, старший воспитатель) совместно с воспитателями участвуют в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме психолого-педагогического консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуальных образовательных маршрутов.

Для воспитанников с ОВЗ (дети с тяжелыми нарушениями речи) реализуется адаптированная образовательная программа для дошкольного образования. Программа ориентирована на детей 4-7 лет и рассчитана на три года обучения.

Для детей старшего возраста в дошкольном учреждении проводятся индивидуальные занятия с учителем-логопедом по коррекции звукопроизношения.

Индивидуальные образовательные маршруты воспитанников разрабатываются с учётом особенностей развития ребенка, основной целью которых является коррекция нарушений развития.

Специалисты и воспитатели групп комбинированной направленности прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации образования детей с ОВЗ в условиях детского сада.

Непосредственно в рамках образовательного процесса создана атмосфера эмоционального комфорта, сотрудничества и принятия особенностей каждого ребенка.


Специально оборудованные учебные кабинеты

В дошкольном учреждении созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащен логопедический кабинет.

Для обеспечения коррекционной работы для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) и детей с нарушениями в звукопроизношении в учреждении имеются учебно-методические пособия:

- по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, логопедическое лото);

- по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);

- по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);

- по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа);

- методическая литература по разделам.

Для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления учителем-логопедом и педагогом-психологом используются

- пособия: счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок "Четвертый лишний", набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр "Чей силуэт", "Что сначала, что потом", "Путаница", "Нелепицы", артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации и др.;

- пособия и материалы на развитие дыхания, на развитие мелкой моторики, по обучению грамоте, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.

Для развития эмоционально-волевой сферы воспитанников используются дидактические игры, игровые пособия, игровые тренажеры.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для организации образовательной деятельности дошкольников используется все пространство учреждения: игровые комнаты, музыкально- физкультурный зал, кабинет учителя-логопеда, педагога-психолога, коридоры, прогулочные площадки и спортивная площадка.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд дошкольной организации можно условно разделен на части и включает в себя:

Книги для воспитателя (методическая (в т. ч. по организации коррекционной работы) и справочная литература);

Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;

Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей;

книги совместного пользования.

Создана электронная библиотека для педагогов ДОУ.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольном учреждении оборудован музыкально-физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, занятия физической культурой, физкультурные досуги, праздники и развлечения.

В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование, спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы:

- физкультурное оборудование: гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков. доски-балансиры;

- спортивный инвентарь: мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.

Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо- физиологическим особенностям детей, их возрасту.Хочу такой сайтХочу такой сайт

На территории ДОУ имеется спортивная площадка с необходимым оборудованием: футбольные ворота, лесенки, щит для метания, бревно, стойки с кольцом для баскетбола.

В каждой группе есть центры физической культуры, в которых для организации двигательной деятельности имеются: мячи, кегли, обручи, мишени для метания, скакалки, дорожки «здоровья», и др.; спортивное оборудование; нетрадиционное оборудование; многофункциональное оборудование; оборудование для оздоровительной работы (массажные дорожки, пуговичные коврики, мячи для корригирующих упражнений) и пр.

Оборудование может быть использовано как обычными детьми, так и детьми инвалидами, а также детьми с ОВЗ.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В групповых комнатах создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с основными направлениями развития детей.

Групповые помещения оборудованы мебелью. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельной деятельности детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, конструктивной, познавательной и т.д. Они содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Организация и расположение предметов развивающей предметно-пространственной среды соответствует возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, что позволяет воспитанникам свободно перемещаться.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Средства обучения подразделяются на следующие виды:

-печатные (пособия и дидактические игры, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);

-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы);

-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);

-спортивное оборудование (мячи, обручи, кегли, кольцеброс и т. д.).

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ внутрь учреждения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.Хочу такой сайт

Специальные условия питания

В Учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим.

Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативамиСанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"

Если в детском саду есть дети, которые нуждаются в лечебном и диетическом питании, для них будет составлено индивидуальное меню с учётом медицинских показаний и согласованное с родителями воспитанника.

В индивидуальных случаях допускается употребление такими детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями.

Специальные условия охраны здоровья

В ДОУ созданы условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в Учреждении функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 822н.

Медицинское обслуживание детей осуществляет медицинская сестра в соответствии с договором с ГБУЗ Калужской области «Детская городская больница».

В ДОУ организовано психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ. Целью консилиума является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Психолого-педагогический консилиум МБДОУ №55 "Пчёлка" г. Калуги тесно сотрудничает с Территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК) г. Калуги, куда в сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование.

В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В Учреждении имеется доступ к сети Интернет. Данный ресурс используется педагогами и специалистами дошкольного учреждения с целью информационного и методического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, как поиск дополнительной информации для организации непосредственно образовательной деятельности с детьми, создания собственных интерактивных продуктов (игр, презентаций), для организации тесного сотрудничества с родителями воспитанников.

В учреждении имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (колонки и аудиосистема), видеокамера, фотоаппарат.

В ДОУ разработан и действует сайт учреждения.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Свободный доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусматривается. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ - не имеется. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих (собственный электронный образовательный ресурс).

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования отсутствуют.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие/интернат не предусмотрен(о)

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Не требуется

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».